ЖИЗНЬ ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ.

 

 Это десятая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

В настоящее время одной из главных тем большого количества медико-биологических популярных статей является воздействие на человека резко снизившейся в последнее столетие физической нагрузки - гипокинезии (от греческих слов гипо - сниженный, кинезис - движение).

В чем значимость двигательной активности, т. е. движений и физической нагрузки, для здоровья человека? Известно, что более 40% массы тела человека составляют мышцы, предназначенные для осуществления движения тела и его частей. В процессе жизнедеятельности продукты обмена всех органов и тканей участвуют в поддержании так называемого гомеостаза - стабильности, постоянства состава внутренней среды организма (температура, химический состав, физические свойства жидких сред и др.). В условиях гомеостаза осуществляется оптимальное, а нередко и единственно целесообразное протекание всех процессов жизнедеятельности. Понятно, что удельный вклад мышечной ткани, составляющей по массе значительную часть тела, в поддержание гомеостаза организма велик. Из всех органов и тканей тела в головной мозг по чувствительным нервным волокнам идут импульсы, сообщающие о состоянии этих тканей, активности мышц, характере внешних воздействий. В случае снижения двигательной активности, количество и качество такой информации резко изменяются. Она становится монотонной с недостаточной импульсацией в структуры мозга. По-видимому, часть нейронов мозга длительно и монотонно работает при относительной ненагруженности других структур. Это приводит к рассогласованию в деятельности нервной системы, так как при длительном характере такой ситуации наступает переутомление части нервных структур со всеми вытекающими отсюда вредными последствиями, вплоть до дистрофических изменений нервных клеток. При этом повышается раздражительность, утомляемость, снижаются внимание, память, расстраивается сон.

Далее, эмоции проявляются внешне, как бы получают "разрядку" в форме мышечной активности. Ограничение двигательных возможностей уменьшает мышечную "разрядку" нервного напряжения.

Таким образом, существуем несколько теорий, объясняющих возникновение патологических изменений в организме при гипокинезии. Они касаются разных сторон жизнедеятельности организма, которые нарушаются при этом (обменные, неврологические, психологические и др.). Неврологические изменения могут развиться не обязательно при полном, общем снижении двигательной активности. Так, нами обследовалась группа детей в возрасте от нескольких месяцев до 2,5 лет, у которых была произведена иммобилизация (ограничение подвижности) одной или обеих ног вследствие ортопедических вмешательств (гипсование ног при косолапости, наложение так называемых распорок). При этом дети могли преимущественно только лежать на спине. Наблюдение показало, что длительное (от 2 до 9 мес) пребывание в таком состоянии приводило к вредным изменениям со стороны нервной системы: у детей развился невроз. Они становились раздражительными, плаксивыми, у них часто расстраивался сон, возникали различного рода нервные тики. Развившееся состояние потребовало дополнительного проведения лечебных рекомендаций невропатолога. А ведь дети могли в процессе лечения двигать оставшимися не иммобилизованными руками, головой, ворочаться, т. е. гипокинезия носила частичный характер.

Рассматривая этот вопрос, следует выяснить в нем один из наиболее важных, основополагающих пунктов - а какова величина оптимального уровня двигательной активности? И существует ли она? Ведь известно, что крайности обычно нецелесообразны и даже вредны. Нагляднее всего это, пожалуй, рассмотреть на примере маленького ребенка, младенца, резвящегося в своей кроватке.

Здоровый, сытый и выспавшийся ребенок, не обремененный отрицательными эмоциями или заботами, как это нередко бывает со взрослыми или детьми старшего возраста, пребывает в состоянии определенной активности. Он двигает ручками, ножками, тельцем, пытается перевернуться и после определенного времени занятий этими процедурами засыпает. Это проделанное суммарное число движений есть спонтанная, т. е. произвольная, двигательная активность, определяющая потребности нормального функционирования организма ребенка при условии сохранения его гомеостаза. Эту величину спонтанной двигательной активности можно считать ее оптимально необходимым уровнем, который, по-видимому, колеблется в довольно значительных пределах.

Сущность этой величины раскрыли в значительной мере исследования близнецов. Близнецы - это дети, братья или сестры, родившиеся от одной беременности. В природе существуют два вида близнецов - однояйцовые (монозиготные) и двуяйцовые (дизиготные). Первые развиваются в отличие от вторых из одной единственной материнской яйцеклетки вследствие каких-то особенностей в ее делении. Они настолько внешне похожи друг на друга, что их нередко не различает даже мать. Важно отметить, что, кроме такого значительного чисто внешнего подобия одного другому, у них очень большое сходство в физиологических и психологических показателях.

Изучение уровня спонтанной двигательной активности у близнецов показало, что она имеет чрезвычайно близкие показатели у монозиготных близнецов, что свидетельствует о ее значительной генетической (наследственной) обусловленности. Однако этот признак подвержен влиянию социальных условий. Исследования показали, что при занятиях физической культурой уровень спонтанной двигательной активности повышается. Это, естественно, происходит вместе с изменениями ряда взаимосвязанных показателей: увеличивается масса мышц, изменяются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируется обмен веществ.

Таким образом, величина двигательной активности у ребенка первоначально зависит от генотипа и в определенной степени от социальных воздействий - характера и интенсивности физкультурных занятий, физического труда и т. д.

Удобной и полезной формой ежедневных физических упражнений, пригодных практически для любого возраста, является ходьба, потребность в которой приходится, как это ни парадоксально звучит, специально воспитывать у современных детей. Что касается более сильного средства - популярного сейчас бега, то здесь требуется провести специальные исследования, особенно у детей, с главной целью - установить оптимальные нагрузки.

Для приблизительного количественного нормирования двигательной активности в течение дня придуман довольно несложный прибор, имеющий вид карманных часов - шагомер, который отсчитывает каждое движение - колебание тела в виде условного шага. Прибор этот не точный, так как он любое движение - крупное или мелкое - считает формально: сделан шаг.

Положительное влияние двигательной активности на организм, обусловливается еще и тем, что синхронно с увеличением движений интенсифицируется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем - учащаются дыхание, пульс, убыстряется кровоток по мышцам и внутренним органам. Это способствует тому, что вредные вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тела и поступающие в кровь более активно удаляются отсюда органами выделения (почки, кожа и др.).

Следует сказать и о хорошем эмоционально-психологическом значении физической деятельности, сопровождающейся обычно благотворной сменой впечатлений. Любой моцион, пробежка, спортивная игра на свежем воздухе, быстрая прогулка по пути на работу (имеется в виду не впопыхах проведенный в нервном напряжении "бег" на короткую дистанцию от остановки автобуса до двери служебной проходной с лихорадочной мыслью - "опоздаю - не опоздаю") - все это происходит при одновременной смене калейдоскопа окружающей обстановки, лиц и др., что нарушает обычно удручающую монотонность восприятия. Всем известно положительное впечатление, производимое даже видом спортивных состязаний, зрелищами соревнований. При большой заинтересованности некоторые зрители как будто сами находятся на месте участников соревнований - "эффект присутствия",- переживают и в сознании даже проделывают все эффектные движения, которые уже сделал, или, по их мнению, мог бы сделать спортсмен.

Выше говорилось о сознательных произвольных движениях, осуществляемых скелетными мышцами. Указывалось также, что сократительная деятельность гладких мышц нашему сознанию не подвластна. При недостатке общей двигательной активности, снижении обмена веществ деятельность этих мышц также нарушается. К чему это приводит? 

Рассмотрим пример. Так, важнейшая функция гладких мышц, находящихся в стенке кишечника, где они располагаются в продольном и поперечном направлении по ходу кишки, состоит в продвижении по длиннику ее обработанных пищеварительными соками пищевых масс. При снижении уровня физической нагрузки, при преимущественно сидячем образе жизни тонус гладких мышц понижается, что проявляется запорами, весьма досаждающими в жизни таким лицам. А как мучаются больные, на длительное время прикованные к постели, из-за того, что не могут в таких условиях нормализовать стул!

Показатели уровня двигательной активности имеют глубокие связи с такими, как будто не имеющими к ним отношения качествами, как психоневрологические характеристики организма, его психологический статус. В мировой литературе имеется ряд интересных сообщений о результатах наблюдений, проведенных над младенцами в первые недели жизни. У таких детей регистрирующими приборами замеряли их общую двигательную активность и затем прослеживали их психическое развитие в первые годы жизни. Было обнаружено, что при очень высокой или, наоборот, очень низкой двигательной активности младенца в дальнейшей жизни у него определялись неблагоприятные показатели.

Наблюдения, проведенные в Институте физиологии детей и подростков, показали, что у детей, более рано начавших самостоятельно ходить, было более быстрое развитие речи - важного показателя психического развития ребенка Исследование успеваемости этих детей в школе выявило, что и в этом отношении более рано начавшие ходить дети имели преимущество перед остальными детьми. Такие же наблюдения, проведенные на близнецах, подтверждают это положение. Установлено также, что важное значение для ускорения формирования речи имеет тренировка тонких движений пальцев рук ребенка.

Следует отметить, что у более старших детей при неврозах, сопровождающихся повышенной возбудимостью, раздражительностью, часто головными болями и др., нередко появляются повышенное стремление двигаться, неусидчивость. Дети младшего школьного возраста, пока еще менее связанные правилами поведения, при наступающем утомлении на уроках, а следовательно, и ослаблении функционального состояния нервной системы решают вопрос просто - они могут встать и пройти по классу во время урока. С детьми старшего возраста дело обстоит сложнее. В случае наступления утомления в классе они вынуждены "переносить" его, как-то преодолевать без излишней демонстративности, и при условии повторения таких ситуаций эффект утомления может накапливаться, приводя в конце концов к неврозу.

Кто не видал, как очередь у лифта или на остановке транспорта терпеливо ждет длительное время, чтобы подняться или спуститься на 2 - 3 этажа, проехать одну (!) остановку. При этом на замечания или предложения о целесообразности проделать такой путь, полагаясь на работу собственных ног, указывают на имеющиеся в лифтах цитаты-указания "Берегите лифт - он сохраняет ваше здоровье". Но ведь здесь имеются в виду немощные старцы или люди, только что перенесшие тяжелые заболевания, страдающие хроническими болезнями, а между тем наличие лифта воспринимается многими людьми как предложение обязательно им пользоваться. Между тем предполагается еще большая механизация труда и быта, не только облегчающая физические усилия человека, но и способствующая его гипокинезии.

Выше указывалось, что величина спонтанной двигательной активности не является абсолютно врожденным, жестко генетически запрограммированным качеством. Это важно подчеркнуть. Следовательно, даже в случае наличия врожденной склонности к малоподвижному образу жизни, есть все основания надеяться, что занятиями физкультурой можно воспитать привычку к более интенсивной физической деятельности. Задача взрослых - родителей и педагогов - вырабатывать такой стереотип поведения в жизни еще маленьких детей.

Ранее мы упоминали, что занятия детей подвижными играми, гимнастикой с включением в программу этих занятий тонких движений рук способствуют лучшему развитию речи и умственной деятельности детей. Рассмотрение физиологических основ такой взаимосвязи позволяет найти ее объяснение.

Дело в том, что высшие нервные центры, управляющие движениями, находятся в передней центральной извилине коры головного мозга. Здесь же находятся и центры речи. В речи выделяют по меньшей мере две стороны: управление мышцами языка, гортанью - это так называемая моторная функция речи и понимание человеком обращенных к нему слов - семантическая функция речи. Все эти центры находятся в непосредственной близости и созревают у ребенка относительно равномерно, однако, все-таки понимание речи обычно происходит несколько раньше. Анатомическая близость речевых центров с двигательными определяет то, что функциональное состояние двигательных центров отражается на состоянии центров речи. Важно отметить, что, хотя масса мышц рук не столь велика относительно общей мышечной массы тела, участок коры головного мозга, соответствующий руке, непропорционально велик. Поэтому наиболее действенными движениями в этом отношении являются движения руки, более того - тонкие движения кисти, пальцев.

Одной из актуальных проблем современного цивилизованного мира, непосредственно связанной с рассматриваемым вопросом, является резкое увеличение обменных нарушений организма, обусловленных преимущественно перееданием. Излишняя масса тела из-за повышенного жироотделения тяжело отражается на здоровье, способствуя увеличению прежде всего сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний. Тучные люди более подвержены инфаркту миокарда, инсульту, гипертонической болезни. Для борьбы с этим бичом в экономически развитых странах придумана масса рецептов. Люди, страдающие ожирением, не считая лиц с ожирением, связанным с заболеваниями эндокринных желез, глотают таблетки для снижения аппетита, применяют разнообразные диеты, некоторые пытаются уменьшить массу путем отравления организма посредством курения, прибегают к старинному, испытанному, но очень неприятному способу - постоянному приему слабительных и т. д. Между тем ученые показали, что наиболее физиологичным, естественным способом в борьбе с ожирением является систематическое занятие физкультурой, конечно, с учетом и пищевого режима. По мнению известного французского клинициста Тиссо, движение является таким средством, которое может заменить все лекарства, в то время как ни одно из лекарств не может заменить движения.

Важно указать на известный факт-предостережение: люди, энергично занимавшиеся физическим трудом, спортом при резком прекращении такого ритма жизни неизбежно резко прибавляют в массе. Укоренившиеся пищевые привычки обычно трудно бывает преодолеть. Человек, много занимавшийся физической деятельностью и потреблявший при этом пищу повышенной калорийности, тратил много энергии и поэтому не полнел. При сокращении энергетических затрат и при сохранившихся неизменными привычках и наклонностях питания этот избыток калорий переходит в жир: Регулярные занятия спортом были бы наилучшим средством борьбы с переутомлением на уроках, ликвидацией того двигательного голода, который начинает ощущать общество, формированием рационального стереотипа поведения и в более поздние периоды жизни. Вопрос, безусловно, организационно не так просто решить, ввиду и без того значительной перегруженности школьных программ, однако поиски путей увеличения двигательной активности детей необходимы. Особенно необходимо обращать внимание на занятия физкультурой девочек, так как мальчики благодаря своим психологическим особенностям значительно больше времени проводят в спортивно-игровой деятельности, более подвижны, чем девочки. А ведь девочкам - будущим матерям - предстоит повышенная нагрузка на организм в будущем при рождении и воспитании детей. Эта нагрузка может быть адекватно преодолена только тогда, когда с детства у них будут иметься хорошие основы здоровья. 

Ознакомление с практикой организации домашних занятий физкультурой показывает, что одной из причин их недостаточности является нехватка времени по утрам, когда обычно все члены семьи находятся, как говорят шахматисты, в остром цейтноте, готовясь к работе, учебе. Это, естественно, редко позволяет провести полноценную утреннюю зарядку, а в остальное время дня заниматься физкультурой многие считают нецелесообразным. Это, конечно, заблуждение. Занятия физкультурой ценны и целесообразны в любое время дня, причем "дробные", т. е. проведенные не сразу, а в разное время они, по-видимому, еще более эффективны. При этом не имеет принципиального значения выбор комплекса упражнений. Главное, к чему надо стремиться, вовлечь все основные мышечные группы в движение, чтобы после проведения занятий появилось приятное ощущение теплоты, нагруженности мышц.

С другой стороны, важно напомнить, что не следует доводить эти занятия до переутомления. Это сразу же отзовется на ваших служебных делах, так как работоспособность после этого понизится, в том числе заметной будет и умственная усталость.

Итак, движение, движение, вечное движение! Всем известно, какое благотворное влияние после работы, связанной с умственным напряжением, оказывают элементарные физические упражнения, нагрузки, просто ходьба. Это действует положительно на качество и точность выполнения заданий, снижает травматизм при работе, требующей повышенного внимания. Поэтому общепризнаны и должны соблюдаться регламентированные трудовым законодательством перерывы.

Однако эти перерывы, или как их еще называют "перекуры", часто используются неправильно. Лишь немногие решаются нарушить установившийся уклад, стиль жизни, если в коллективе существует традиция - идти в перерыв в "курилку" и там, поглощая задымленный воздух, простоять на месте несколько минут, предназначенных для того, чтобы освежиться, восполнить силы, активными движениями улучшить состояние периферического и мозгового кровообращения и т. д.

Двигательный же моцион обычно так и не получается, в то время как здесь он неоценим. Ведь, действительно, представим в сравнении такую важную биологическую потребность, как сон, еда - все то, что при равномерном обеспечении создает нормальную жизнедеятельность организма. Каждому человеку ясно, что нельзя, например, беспрерывным сном в течение 2 суток компенсировать полное отсутствие сна в течение, скажем, 8 дней, хотя общая сумма времени в обоих случаях будет одинаковой. То же самое, очевидно, и в отношении еды, питья, потребности в кислороде и др.

Однако отсутствие в таком случае грубых неблагоприятных изменений, видимых, как говорится, невооруженным глазом настраивает на благодушный лад. В этом-то и состоит коварство подобных ситуаций. В органах и тканях накапливаются вредные, и весьма заметные изменения. Они дают о себе знать, когда многое уже бывает безвозвратно утеряно. Для сравнения можно сказать, что столь же коварно, скрытно обычно начинаются такие крайне тяжелые болезни, как туберкулез, опухоли.

При обсуждении данного вопроса мы рассматривали одну крайнюю точку зрения - недостаток двигательной активности. Может сложиться впечатление, что другая крайность имеет только полезное значение. Это, конечно, не так. В случае чрезмерной двигательной активности перегрузка сказывается довольно быстро, хотя практически это встречается крайне редко, например при перетренированности спортсменов. При этом происходит значительное расходование нервной и мышечной энергии. И если она не успевает восстановиться в периоды отдыха, то могут возникнуть невротические расстройства, а также неприятные ощущения со стороны внутренних органов, например перебои сердца. Такие осложнения уже требуют лечения и времени для восстановления здоровья. Необходимо помнить, что предупредить заболевание легче, чем его лечить.  

Предыдущая        Следующая

Перейти к первой статье  

загрузка...

1. Как сберечь нервы.
2. Нервы и сосуды.
3. Функции нервной системы.
4. Нервная система и гомеостатические системы организма человека.
5. Изменения нервной системы с возрастом.
6. Что такое здоровье.
7.Здоровье, режим дня и здоровый сон.
8. Нормальный отдых. Что нужно для здорового отдыха?
9. Лодыри долго не живут.
10. Жизнь есть движение.
11. Польза и вред чувств.
12. Как правильно питаться.
13. Закаляйтесь!
14. Человек - сам себе враг?

загрузка...