ПОЛЬЗА И ВРЕД ЧУВСТВ.

 

 Это одинадцатая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

"Искусство продлить жизнь - это искусство не сокращать ее",- писал Дастр. По-видимому, каждый из нас может обучиться этому искусству и в зависимости от своих способностей и характера сумеет выбрать оптимальные режимы жизнедеятельности. В предыдущих статьях мы выяснили роль некоторых факторов здоровья. Все они достигаются в результате сознательной, волевой деятельности. Именно волевое управление "живой машиной", ее влечениями, эмоциями и чувствами поможет следовать завету Дастра - хотя бы не сокращать жизнь, если пределы ее в конечном счете фатально предопределены самым мощным и "косным" из всех факторов - генетическими рамками и "биологическими часами".

В чем же состоит волевое управление? В большинстве случаев от нас самих зависит выбор оптимальных режимов труда и отдыха, питания, двигательной активности и, наконец, состояния эмоциональной сферы. "Учитесь властвовать собой",- не без оснований поучал Онегин Татьяну, понимая, что не сможет обеспечить ей необходимый минимум семейного счастья и эмоционального удовлетворения жизнью:

"Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем, и вечером одна,
Где скучный муж, ей цену зная.
Себя однако проклиная,
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно ревнив?.."

Роль психики и особенно эмоций в сохранении здоровья и работоспособности подчеркивалась учеными всех времен. Были даже выдвинуты специальные теории, авторы которых пытались доказать, что старение организма в первую очередь обусловлено изнашиванием симпатического отдела нервной системы или области промежуточного мозга. Известный ученый, лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников считал, что имеется инстинкт смерти как закономерное явление в деятельности нервной системы. "Можно предположить,- писал он,- что подобно тому, как при сне появляется инстинктивная потребность отдыха, так и при естественной смерти человек должен инстинктивно желать умирать". По его мнению, естественная смерть по всей вероятности сопровождается "в высшей степени приятными ощущениями", а главное этот инстинкт "будет способствовать сохранению как индивидуальной, так и видовой жизни". Эта теория И. И. Мечникова существует лишь как гипотеза в труде ученого.

Инстинкт естественной смерти до сих пор не обнаружен в живой природе. Если умственные способности и чувства хорошо сохранились, то желание жить с возрастом усиливается. "Когда человек стар, очень стар,- писал 88-летний французский философ Ренувье,- и привык к жизни, то умирать очень тяжело. Мне кажется, что молодые люди легче мирятся с мыслью о смерти, чем старики".

Каждая клетка организма буквально цепляется за жизнь. Умер мозг, но продолжает некоторое время биться сердце, живут мускулы, продолжается рост волос. Итак, попытки доказать, что нервная система в процессах старения играет инициативную роль и тем более "организует умирание и смерть", должны быть признаны ошибочными.

И все-таки, какая роль отводится нервной системе в этом сложном и до конца не изученном процессе? Мы уже упоминали о гипотезах ученых, согласно которым главный фактор старения - "изнашивание" нервной системы. Действительно, в старости уменьшается на несколько десятков, а иногда и сотен граммов масса мозга, извилины головного мозга истончаются, а борозды становятся шире; наблюдается уменьшение размеров и числа нервных клеток. Исследованиями учеников И. П. Павлова показано, что в старости снижается сила нервных процессов, ослабляется их подвижность, условные рефлексы вырабатываются труднее и угашаются медленнее. Одновременно снижается умственная работоспособность, слабеет память, нарушается сон. Все это, разумеется, приводит к ухудшению качества регулирования различных функциональных систем, а в целом - к уменьшению надежности или "запаса прочности" организма.

Не отрицая значения этих неблагоприятных факторов, мы хотели бы обратить внимание читателя на эмоциональную сферу. Исключительно важную роль эмоций в жизни человека отмечали еще в в античные времена. Недаром само слово "эмоция" происходит от латинского emovere, что означает в буквальном переводе волновать, возбуждать. Декарт предлагал называть эмоции "движениями души" не только потому, что так можно назвать все изменения, происходящие в душе, но главным образом потому, что "из всех видов присущих ей мыслей нет других, которые бы ее больше волновали и сильнее потрясали, чем страсти". Представить нашу жизнь без чувств и эмоций невозможно. Каждый из нас не только Homo sapiens (человек разумный), но и Homo emotionalis (человек эмоциональный). Бесчувственность, сухость, черствость в нашем представлении означают определенный дефект психики.  

Что же такое эмоции? Какое отношение они имеют к сохранению здоровья? Строго научного определения эмоций, удовлетворившего бы всех, нет. Физиолог П. К. Анохин назвал эмоции "пеленгами полезного". В этом метафорическом определении отражена их сущность и значение в жизни. В самом деле, какую бы эмоцию не выбрать - радость, гнев, стыд, огорчение, любовь, ревность, досаду и пр.- везде находим основной критерий для опознания эмоционального состояния, а именно оценку полезности той или иной ситуации. Полезно или вредно, хорошо или плохо? - эту задачу приходилось решать живым организмам на всех этапах эволюции, что привело к формированию специализированных нервных аппаратов, так называемых эмоциогенных центров.

Олдс и Миллер, изучая поведение крысы при электрическом раздражении мозга посредством вживления в него электродов, обратили внимание на любопытный факт: крыса упорно возвращалась в тот угол экспериментальной камеры, где производилось раздражение. Внешне она вела себя так же, как животные в состоянии сильного голода или жажды, которые приходят туда, где их обычно кормят и поят. Продолжая опыт, в камере поставили педаль с контактами. Теперь, нажимая на рычаг, крыса могла производить раздражение собственного мозга самостоятельно в темпе, диктуемом ее внутренними потребностями. Всем своим поведением крыса будто указывала - это раздражение я хочу продолжать. Экспериментаторы предположили, что такое раздражение чем-то приятно и условно назвали эти зоны самораздражения "центрами удовольствия".

Раздражение других зон мозга вызывало реакции страха и боли. Поэтому их назвали центрами неудовольствия, или наказания. Наконец, были открыты зоны, раздражение которых давало смешанный эффект: в поведении животного одновременно наблюдались признаки и положительных, и отрицательных реакций.

С открытием эмоциогенных центров исследователи получили возможность изучать влияние эмоций на разные проявления жизнедеятельности, что позволило выяснить, например, как воздействуют положительные и отрицательные эмоции на регуляцию внутренних функций.

Почему мы обращаем внимание именно на положительные и отрицательные эмоции? Опыт практической медицины как будто (подчеркиваем - как будто) убеждает нас, что отрицательные эмоции - это нечто "плохое", чужеродное, вредное и для психики, и для организма в целом. Положительные же эмоции, наоборот, якобы в высшей степени полезны. "От радости кудри вьются, а от печали секутся", - говорит народная пословица. Ей вторит замечание знаменитого врача Паре: "Приезд в город паяца сделает больше для здоровья, чем целая аптека".

А как обстоит дело с этими крылатыми выражениями в действительности? Проверял ли их кто-нибудь экспериментально, или все это плоды догадок, впечатлений и случайных наблюдений? Прежде всего следует разобраться в терминах: что значит положительная и отрицательная эмоции. По семантическому звучанию они явно противоположны, а по конечному эффекту обе полезны. Неожиданный сигнал автомобиля пугает нас и вместе с тем предупреждает возможную катастрофу. Зубная боль заставляет нас идти к дантисту. И хотя удаление зубов не очень приятная процедура, в итоге мы получаем явно полезный результат. Итак, сама по себе отрицательная эмоция - сигнал неблагополучия, и мы стремимся всячески предупредить ее появление, а если она появилась, мы пытаемся избавиться от вызвавшей ее вредоносной причины.

Намного сложнее обстоит дело с положительными эмоциями. Зачем природе, помимо отрицательных, понадобились и положительные эмоции? В самом деле, когда врач советует больному поменьше волноваться, возникает вопрос: "Что значит не волноваться? Не волновать себя отрицательными эмоциями или положительными тоже?" Что касается отрицательных эмоций, то тут как будто все ясно. Уже давно доказана их роль в происхождении и развитии разных заболеваний - гипертонической болезни, язвы желудка и др. Отрицательные эмоции способны ухудшать течение и прогноз имеющегося заболевания. Например, на фоне неприятных переживаний может наступить обострение таких тяжелых заболеваний кожи, как экзема и псориаз, учащение приступов бронхиальной астмы.

Нежелательны влияния отрицательных эмоций и на процесс старения. Ведь всякое сильное волнение, связанное со страхом, гневом или чрезмерной нервно-психической нагрузкой, предъявляет повышенные требования к внутренним органам, и не всякий орган, прежде всего ослабленный или пораженный болезнью, в состоянии выдержать такие испытания. 

Особенно большую эмоциональную нагрузку несут руководители предприятий, начальники цехов, их заместители и мастера. По данным Ленинградского университета руководящие работники страдают в три раза чаще атеросклерозом коронарных, т. е. питающих сердечную мышцу, артерий, чем их подчиненные. Несомненно и на сосудах мозга это отражается таким же неблагоприятным образом.

Болезнетворную роль отрицательных эмоций подтверждают следующие статические наблюдения: в одном из пяти случаев инфаркту миокарда предшествовала острая психическая травма, в одном из трех случаев - затяжная психическая травма или психическое перенапряжение; очень редко инфаркт миокарда развивался после физического напряжения.

Выдающийся немецкий клиницист Христофор Гуфеланд (1762-1836) таким образом оценивал и представлял влияние психических потрясений на здоровье и продолжительность жизни: "Между влияниями, укорачивающими жизнь, - писал он,- преимущественное место занимают известные душевные настроения и привычки: печаль, уныние, страх, тоска, малодушие, зависть, ненависть. Страх есть постоянный спазм; он сжимает все маленькие сосуды, вся кожа делается холодной, бледной. Вся кровь собирается во внутренних больших сосудах, биение жил останавливается, сердце переполняется и не может двигаться свободно. Весьма расстраивается пищеварение и происходят судорожные поносы".

Каким же образом отрицательные эмоции приводят к болезням? Одна из причин этого в том, что отрицательные эмоции могут достигать большой интенсивности и в ряде случаев принимают "застойный характер", т. е. становятся чрезвычайно продолжительными. Они заставляют работать организм в форсированном, напряженном режиме, таящем возможность поломки. Происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и систем организма, особенно эндокринной системы, получившая название стресса (подробнее об этом расскажем ниже). Интересно отметить, что при стрессе чаще всего возникает избирательное расстройство в деятельности одной системы.

В чем тут дело? Некоторые исследователи полагают, что для каждой эмоции существует свой физиологический синдром. Например, заторможенный гнев имеет отношение к сердечно-сосудистой системе (вызывает гипертонию); чувство зависти и злости - к функциям пищеварения (пептическую язву); сексуальные конфликты - к органам дыхания (бронхиальную астму). Таким образом, подобно тому как патогенные микробы избирательно поражают внутренние органы, так и указанные эмоциональные конфликты являются специфическими и имеют тенденцию вызывать заболевания определенных органов.

Это само по себе интересное утверждение не может считаться доказанным, поскольку изменение физиологических показателей для разных эмоций, даже таких диаметрально противоположных, как положительные и отрицательные эмоции, имеет много общих, неспецифических признаков. По поведению или высказываниям человека мы можем легко установить, в каком состоянии он находится - радуется, печалится или сердится. Но попробуйте узнать о его внутреннем мире по физиологическим показателям, например по анализу крови или частоте сердцебиений, и вы наверняка окажетесь в тупике. При оценке величины эмоционального возбуждения, часто используют частоту сердцебиений, и применение этого показателя себя оправдывает. А при диагностике качества эмоций он уже не годится. Способов определить бьется сердце от страха или от любви пока нет.

Возвратимся к вопросу об избирательности поражения органов при эмоциональных переживаниях. Сейчас установлено, что при этом имеет значение не столько тип эмоции, сколько состояние того или иного органа. Так, ослабленные болезнью желудок или сердце могут оказаться теми органами-мишенями, на которые подействует отрицательная эмоция.

Существует и другой механизм избирательного поражения внутренних органов, в основе которого лежит механизм условного рефлекса. Например, имеются люди, которые избегают пользоваться услугами метро. Из их рассказов удается выяснить, что в прошлом они имели какие-либо заболевания сердца. Фактором, провоцирующим обострение заболевания, обычно являлась поездка в метро, особенно в часы пик, чему способствовали толчея, духота.

Развившийся сердечный приступ очень часто сопровождался страхом смерти, который в дальнейшем закреплялся как условный рефлекс и принимал патологический характер. При необходимости пользоваться метро вновь возникал страх и развивался сердечный приступ.

В экспериментах на обезьянах было показано, что сочетание какого-либо ненормального состояния с отрицательной эмоцией вело к избирательному поражению того или иного органа. Так, если у голодных обезьян производили жесткую иммобилизацию (т. е. лишение подвижности), вызывающую выраженное оборонительное возбуждение, то у них развивалось стойкое отсутствие желудочного сока.

Повторное сочетание оборонительных реакций с сахарной нагрузкой приводило к стойкому повышению уровня сахара в крови и диабету. Знание описанных выше механизмов поможет читателю избежать психогенно обусловленных болезней и сохранить свою работоспособность. 

Неоспоримый и известный факт неблагоприятного влияния отрицательных эмоций на здоровье побудил еще древних философов и ученых к поискам путей их устранения. Античные философы считали необходимым условием здоровья достижение психической гармонии и жизненной мудрости. Демокрит считал идеалом спокойную, уравновешенную жизнь - "эвитимию". К "атараксии" - безмятежности и спокойствию духа призывал Эпикур. Однако советы-то давать легко, а как их выполнить на практике? Знаменитый педагог и мыслитель Ян Амос Каменский в "Правилах жизни" дает уже более конкретные указания: "...чтобы быть более работоспособным, дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом, там нет выносливости. Натянутый лук лопнет".

Таким образом, все рекомендации в итоге сводятся к одному - отдых, покой и минимум отрицательных эмоций. К сожалению, а может быть, и к лучшему, в жизни этого не бывает. Невзгоды, разочарования, горести - неизбежные спутники жизни, и даже труд, создавший человека, предполагает "износ" живых механизмов и сам по себе как самоцель не может быть только источником радости и удовлетворения. Следовательно, задача состоит не в полном устранении трудностей и создании тепличных условий, а в воспитании способностей преодолевать препятствия на жизненном пути, в развитии "психического иммунитета" к трудностям, в целом же - к повышению устойчивости и надежности нашего организма. Положительная эмоция не тождественна состоянию покоя или процессу устранения отрицательной эмоции; она - самостоятельное явление и обеспечивается деятельностью особых механизмов мозга. Считается очевидным, что положительные и отрицательные эмоции являются антиподами как по субъективным, так и по поведенческим критериям. Отсюда закономерно возникает вопрос, не являются ли эти эмоции антиподами и по своему влиянию на внутренние органы. Следует ли, наконец, ожидать, что вредоносное действие отрицательных эмоций может быть нейтрализовано положительными эмоциями? В общем безусловна и общепризнана благотворная роль для нормализации состояния нервной системы положительных эмоций - хорошие, доброжелательные отношения, тактичное поведение в семье, на работе, вообще в обществе. Люди живут ожиданием и поисками положительных эмоций - приятных известий, событий в своей жизни - всего того, что в конечном счете составляет такое емкое понятие - счастье. Однако мы не оговорились, начав абзац словом "в общем". Дело в том, что история знает немало примеров, когда сильные положительные эмоции приводили отнюдь не к положительным последствиям. О таких случаях рассказывает акад. А. А. Богомолец в книге "Продление жизни". Оказывается, Софокл умер под аплодисменты толпы, венчавшей его гений; Диагор скоропостижно скончался при известии о победе трех его сыновей на Олимпийских играх; племянница Лейнбница умерла от радости, найдя в смертном ложе своего дяди 100 тыс. франков; царь Ксерис и поэт Филемон умерли во время обуявшего их приступа смеха. Чувство меры, оказывается, важно и при положительных эмоциях. Например, бурные проявления радости не безопасны для здоровья больного в острой стадии инфаркта миокарда или в случаях далеко зашедшей гипертонической болезни. Это учитывают врачи, запрещая контакт тяжелых больных с их родственниками и друзьями.  

В опытах на животных длительная стимуляция центров удовольствия приводит к тем же последствиям (хотя и менее выраженным), какие наблюдаются при стимуляции центров неудовольствия или действия сильной боли: увеличению массы надпочечников, появлению кровоизлияний по ходу желудочно-кишечного тракта и увеличению в крови "гормона защиты" - адреналина. Возможно, более тонкие биохимические исследования спектра гормонов и других биологически активных веществ позволят выявить какие-либо принципиальные различия между этими эмоциями, но об этом можно только предполагать на основе некоторых наблюдений в клинике и эксперименте. Расскажем о некоторых из них. В одном из опытов собаки получали болевое раздражение в лапу, о чем их предупреждали четыре следующих друг за другом звука зуммера. Поднимая лапу, собаки имели возможность разомкнуть контакты электрической цепи и тем самым избежать боли или звучания зуммера, которое по мере выработки условного оборонительного рефлекса вызывало страх и становилось неприятным. Таким образом, по количеству самовыключений и их длительности можно объективно оценить величину отрицательной эмоции. Нормальные (адекватные) реакции у собак обычно проявляются в увеличении числа самовыключений по мере приближения болевого удара, что наблюдается при слабых и средних по силе раздражениях. При чрезмерном же усилении болевого раздражения реакции собаки становятся извращенными: животное делается тревожным, движения лапой приобретают хаотичный характер, а иногда вопреки здравому смыслу по мере приближения болевого подкрепления число самовыключений не растет,, а падает, и животное оказывается неспособным предотвратить болевой удар. Эту невротическую реакцию удавалось легко устранить, если в течение опыта несколько раз производилось раздражение центра удовольствия через вживленные в мозг электроды. Собака преображалась буквально на глазах: исчезали страх и суетливость, а в ее реакциях на условные и болевые сигналы восстанавливалась адекватность, свойственная здоровым животным. Следовательно, положительная эмоция в этих опытах действительно выступала как антипод отрицательной и оказывала исцеляющее действие. Сходная закономерность наблюдалась и в нейрохирургической клинике у людей, страдающих тяжелыми неврозами и тоской. После раздражения центров удовольствия, больные быстро избавлялись от тоски, становились общительными, дружелюбными и проявляли готовность работать в коллективе. Нейрохирургическое вмешательство, конечно, не идеальный способ лечения: при этом мы неизбежно повреждаем не только больные, но и здоровые клетки мозга. Поэтому будущее - за химическими средствами, регулирующими настроение, которые действуют избирательно на определенные структуры мозга через кровь и не повреждают его тканей. Существует и другой, вполне естественный и доступный, путь использования положительных эмоций: воздействие на эмоциональную сферу словом и созданием таких условий, которые вызвали бы у больного хорошее настроение. Известно, например, как тяжело переносят дети в больнице разлуку с родителями. В первые дни они тоскливы, апатичны, безучастны к окружающему. У них отсутствует аппетит, отмечается плохой сон. В Институте педиатрии АМН СССР педагог Н. Н. Бурмистрова разработала систему педагогических мероприятий, способствующих восстановлению хорошего настроения. Результаты наблюдений оказались обнадеживающими: если обычно процесс адаптации ребенка к больничным условиям длился около двух недель, то в группе "обласканных" детей он заканчивался уже к концу первой недели. Забота, чуткость и ласка могут быть поставлены в ряд других лечебных мероприятий, а иногда приобретают решающее значение. Теперь попытаемся ответить на естественный вопрос: что же является конкретным источником положительных эмоций и счастья в нашей повседневной жизни? Обратимся для этого к анкетным исследованиям. Приведем результаты одной из таких анкет, составленной американским психологом Уотсоном еще в начале нашего века. 1. Большинство опрошенных оказались довольными сво ей жизнью. 2. Мужчины считали себя более счастливыми, чем жен щины. 3. Женатые оказались более счастливыми, чем неже натые. 4. Наиболее счастливыми оказались разносторонне ода ренные, общественно полезные, "ценные" люди. 5. Счастье чаще всего сопутствовало тем, кто вел уме ренный, деятельный образ жизни, был целеустремлен, не растрачивал себя по пустякам (карты, игорные клубы и т. д.); легкая, беспечная жизнь, "дилетантское" отноше ние к своим обязанностям, частые развлечения уменьшали возможность счастья. 6. Молодость, вопреки ожиданиям,- не "золотая пора" счастья, но и старость не является ею. 7. Почти безусловно необходимыми условиями счастья для большинства опрошенных оказались: а) увлеченность своей работой и ее успешные результаты; б) любовь к при роде и общение с ней; в) любовь, симпатия окружающих и хорошие добрые отношения с людьми. 8. Причиной несчастья могут быть индивидуальные свойства характера: мнительность, тревожность, трусость, повышенная ранимость. 9. Тяжелые условия жизни не обязательный повод для несчастья, и в то же время материальное благополучие и устроенность в жизни сами по себе не являются гарантией счастья. 10. Счастье мало зависит от уровня образования, успе хов в науке и знаний, занятий спортом или любительских занятий. 11. Танцы, карточные игры, употребление алкоголя не делают человека счастливым. Несомненно, некоторые данные этой анкеты устарели и требуют поправок. Понятие счастья и положительных эмоций повисает в воздухе, если не касаться целей деятельности человека и общественно-исторических условий, в которых он живет.  

В заключение этого раздела мы считаем нужным остановиться на значении стресса в здоровье и жизнедеятельности. Слово "стресс", уже давно сошедшее со страниц научных журналов и ставшее почти обиходным понятием, имеет неопределенный и вместе с тем угрожающий смысл. В этом отношении его можно было бы сравнить со словом "грех". Оба слова выражают различные понятия для разных людей, оба являются краткими и эмоционально насыщенными. Термин "стресс" - буквально напряжение - в медицине и психологии употребляют для обозначения стереотипного комплекса приспособительных реакций организма в ответ на действие вредного фактора - "стрессора". Термин был введен в науку канадцем Селье в 1936 г. Он заметил, что при самых разных заболеваниях, помимо специфических признаков или симптомов, можно выделить комплекс неспецифических признаков: "Нам показали нескольких больных на разных стадиях различных инфекционных заболеваний... Профессор тщательно отмечал, что пациент чувствует себя плохо, выглядит больным, что у него обложен язык, что он жалуется на более или менее различные боли в суставах, что у него отмечаются желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и веса... Однако наш наставник придавал всему этому мало значения. Профессор явно не интересовался многими изменениями, которые были уже налицо, так как они были "неспецифическими", а следовательно, "бесполезными" для врачей". Впоследствии Селье установил, что самые разнообразные воздействия - интоксикация, ожоги, холод, травма, эмоциональные потрясения и другие - ведут к появлению в организме однотипных изменений, названных им как общий адаптационный синдром. Этот синдром характеризуется триадой признаков: 1) значительным увеличением коркового слоя надпочечников; 2) острой инволюцией тимико-лимфатической системы; 3) появлением кровоточащих язв в желудке и двенадцатиперстной кишке. Стресс как всякая реакция имеет несколько стадий. Первая стадия, характеризующая ответ организма на действия стрессора,- реакция тревоги - представляет собой "призыв к оружию" защитных физиологических механизмов. Если вредоносное воздействие очень сильное, то животное или человек может погибнуть. Если организм выживает, за первоначальной стадией обязательно следует "стадия резистентности, которая характеризуется увеличением запаса надежности и повышением сопротивляемости. Кора надпочечников увеличивается, обогащаясь секреторными гранулами, в кровь выделяются стероидные гормоны, усиливающие интенсивность восстановительных процессов в тканях. Более длительное воздействие стрессора может привести к полному истощению защитных сил организма (отсюда и название третьей стадии истощения). Кора надпочечников истощает запас защитных гормонов и резко уменьшается в объеме; наблюдается дистрофия (нарушение питания) тканей. Эта стадия, как и стадия тревоги, характеризуется уменьшением защитных сил и может закончиться гибелью. Хронический стресс, по мнению Селье, вызывает преждевременное изнашивание организма и может привести к преждевременному старению. Реакцию организма на действие стрессора можно представить в следующем виде. Стрессорное воздействие по проводящим нервным путям достигает гипоталамуса, в частности эмоциональных центров; отсюда поступает "команда" к гипофизу и последний начинает выделять соматотропный и адренокортикотроппый гормон (АКТГ). АКТГ поступает с кровью к коре надпочечников и способствует образованию гормонов надпочечников - глюко- и минералокортикоидов. Эти гормоны являются адаптивными. Прекращение их секреции приводит к резкому снижению сопротивляемости организма. Лица, страдающие недостаточностью коры надпочечников, могут легко погибнуть от инфекции, сильного физического напряжения или психической травмы. Понятие "стресс" обычно трактуется очень широко, но почти всегда воспринимается как синоним чего-то плохого, нежелательного для организма. В значительной степени это, по-видимому, обусловлено особенностями субъективной оценки слова "напряжение", которое по первому впечатлению ассоциируется с дискомфортом и отрицательными эмоциональными реакциями. Не случайно, один юморист предлагал спрашивать "Что с вами стресслось?" (вместо стряслось), намекая на то, что всякое потрясение равнозначно стрессу. Действительно, тревога в минуту опасности, волнение диспетчера у пульта, конфликты на работе, гнев, вызываемый словом или пощечиной,- все это источники стресса в его классическом понимании. Созерцание картины, решение математической задачи и написание книги многие специалисты также могли бы расценить как стресс. Такое расширенное применение этого понятия позволяет, пожалуй, прийти к мнению, что жизнь - это сплошной стресс. Недаром на одном из симпозиумов было отмечено не без сарказма: "Многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в кровати". В связи с этим предпринимаются попытки уточнить понятие стресса и решить вопрос - всегда ли стресс вреден. Как мы уже убедились, четкой границы между факторами, вызывающими физиологический и патологический (вызывающий болезни) стресс, часто провести невозможно, если не учитывать характер действующего агента, физиологических и психических особенностей организма. Все мы знаем о нежелательных и даже пагубных последствиях чрезвычайных раздражителей: постоянные неудачи, страх, переутомление, которые могут вызвать неврозы, нарушение работы сердца,, гипертонию, болезни желудка и др. Однако избежать некоторых трудностей в жизни просто невозможно. Следовательно, задача состоит в том, чтобы постепенно приучать себя к действию вредных факторов, перевести их в разряд "физиологических стрессов". Это во многом зависит от самовоспитания и благоприятной психологической атмосферы окружающего коллектива. Среди бытовых факторов стресса выделяют конфликтные ситуации, неудовлетворенность должностью и работой, чрезмерную рабочую нагрузку, неблагоприятные внешние условия, недостаточность (неопределенность) информации. Некоторые зарубежные исследователи полагают, что многие стрессовые реакции являются неизбежным атрибутом современной цивилизации, "не находят адекватной разрядки и поэтому имеют тенденцию становиться болезненными". 

Вопрос о необходимости разрядки, какого-либо действия в случае стрессовых ситуаций, по-видимому, не лишен оснований. Отсюда некоторые зарубежные специалисты предполагают, что те, кто могут разрядить свои эмоции агрессивным путем или двигательным возбуждением, обнаружат меньше изменений в физиологической сбалансированности. В подтверждение этого приводится следующий пример. Один пациент, избив своего сводного брата, снизил артериальное давление на 40 мм ртутного столба. Как в связи с этим не вспомнить возмущение гоголевского героя: "Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать? " Мы, конечно, не предполагаем избавлять себя от стресса посредством драк и ломки домашней утвари. Имеются куда более безобидные и даже полезные способы самоисцеления. Получены обнадеживающие результаты при лечении неврозов сердца физическими упражнениями. Положительный эффект последних рассмотрен выше, когда двигательная активность проявляется в спортивной игре или целенаправленной физической работе. Отвлекающим и компенсирующим моментом является присутствие на зрелищах и спортивных состязаниях. Чрезвычайно важную роль в реакциях на стресс играет "закаливание" и привыкание или "психический иммунитет" к таким ситуациям. Основой этого является повторение стрессовых ситуаций. Обследования показывают, что повторные реакции стресса становятся менее выраженными. Так называемый "обстрелянный солдат" ценится не только за опыт, приобретенный в боях, но и за то, что стал меньше бояться противника. Прохождение службы в армии с обязательными военными учениями, помимо специальной выучки, делает человека "стрессоустойчивым" во многих отношениях. Однако форсированное введение стрессовых нагрузок может привести к срыву нервной деятельности. Так, среди служащих одной шведской компании был обнаружен весьма высокий процент (17,2%) лиц с Психическими нарушениями. Исследование показало, что во многих случаях чрезмерная ранимость и низкая сопротивляемость к стрессу возникла у них уже в детстве, когда к ним предъявляли чрезмерные требования. В одной связи некоторым из родителей надо задуматься еще раз над тем, следует ли ребенка отдавать в спецшколы или совмещать его обучение в обычной школе с дополнительными занятиями музыкой, языком и т. п.  

Учение о стрессе продолжает развиваться. Его основоположник Селье вначале полагал, что стресс, в какой бы он форме не встречался, является нежелательным явлением. В последнее время эта точка зрения уже удовлетворяет ученого. "Стресс не только необходим,- утверждает теперь Селье,- он приправа жизни. Без него жизни не существует... Я долгое время полагал, что стресс всегда отрицателен, что вызывают его негативные факторы... Это оказалось неверным". В одной из последних книг "Стресс без дистресса" он допускает возможность стресса "без страданий, без горя, без неприятностей и болезней". По его мнению, при любом воздействии на организм может возникнуть одна из двух реакций: активная (борьба) и пассивная (бегство или примирение). Этим двум типам реакций сопутствует "хороший" или "плохой" стресс (эветресс и дистресс), каждый из которых имеет специфическое гормональное обеспечение. Эти гормоны усиливают иммунные реакции и воспалительные процессы, вызывают повышение кровяного давления и активизируют другие процессы, подготавливая организм для "сражения". Девиз эветресса сражаться не надо, тревожиться незачем, смертельной опасности нет; если затеять крупное сражение, то оно причинит больше вреда, чем опасность". Девиз дистресса совершенно противоположен: "Надо сражаться. Уничтожить врага во что бы то ни стало". Итак, наша жизнь без стресса немыслима. Приводят ли нас в первый раз в детский сад и разлучают с родителями, сдаем ли мы экзамены, влюбляемся, ссоримся - все это факторы физиологического стресса. Наконец, труд, умственный или физический, взаимоотношения в коллективе также сопровождаются элементами стресса.  

Предыдущая        Следующая

Перейти к первой статье  

загрузка...

1. Как сберечь нервы.
2. Нервы и сосуды.
3. Функции нервной системы.
4. Нервная система и гомеостатические системы организма человека.
5. Изменения нервной системы с возрастом.
6. Что такое здоровье.
7.Здоровье, режим дня и здоровый сон.
8. Нормальный отдых. Что нужно для здорового отдыха?
9. Лодыри долго не живут.
10. Жизнь есть движение.
11. Польза и вред чувств.
12. Как правильно питаться.
13. Закаляйтесь!
14. Человек - сам себе враг?

загрузка...