ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ВОЗРАСТОМ.

 

 Это пятая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

 Человек поступает так же ищет комфортные условия окружающей среды - прячется в тень от жары, греется на солнышке в холод, но в отличие от животных его поведение организуется иначе. Он может воспользоваться соответствующей одеждой, защититься от солнцепека зонтиком, навесом или, если холодно, включить отопление в квартире. Более высокий уровень регуляции процессов жизнедеятельности, как видно из сказанного, находит свое выражение в изменении поведения.

Располагаясь на разных "ступеньках", каждый из уровней регуляции в нервной системе выполняет свою собственную задачу, а все вместо они обеспечивают в высшей степени тонкое управление органами в течение всей жизни организма, находящегося в здоровом состоянии. Получается ситуация, аналогичная печатанию цветных рисунков: одно цветное клише позволяет получить один цвет будущего предполагаемого изображения, который еще далек от многокрасочного оригинала, но каждое клише добавляет новый оттенок, в результате чего получается законченная, искомая картина, максимально сходная с оригиналом. В живых организмах таким идеалом является наиболее полное приспособление функционирующих систем к задачам текущей деятельности, изменившимся жизненным обстоятельствам.

Рост и развитие биологических организмов происходят при сложном взаимодействии наследственных, генетических, факторов и влияния окружающей, в том числе социальной, среды. Исследования последующего времени установили наличие у генов, определяющих содержание программы развития и роста организма, так называемой хронологической функции. Процессы развития в соответствии с этими данными протекают в определенные критические периоды, которые, по-видимому, заметно разнятся у разных видов и даже отдельных индивидов одного и того же вида. Если процесс развития какого-то качества, анатомической структуры в свой определенный для него момент, критический период времени, не протекает в силу каких-либо обстоятельств, в дальнейшем это уже не будет наверстано, так как в соответствии с хронологическими параметрами формообразовательная функция гена в отношении данного качества прекращается.

Эти критические периоды, когда происходят так называемые толчки роста в формировании головного мозга - органа мышления и высшего регулятора и синхронизатора всех функций организма, имеют очень важное значение для развития ребенка. У человека "толчок роста" мозга начинается в последние 3 месяца внутриутробного периода и продолжается в течении первых 18 - 24 месяцев жизни.

В этот период особенно важно полноценное питание, так как потери в развитии мозга, связанные с неполноценным питанием в этот период, в последующем невосполнимы.

 Как видно из сказанного, мозг при всей его защите в процессе развития уязвим к недостатку питания. Это же относится и к заболеваниям и другим патогенным факторам, действующим в период ускоренного развития мозга.

Здесь как будто бы можно возразить: какое значение имеют данные о некотором уменьшении массы мозга. Ведь известно, что из 14 млрд. нервных клеток, имеющихся у взрослого человека, функционирует только каких-то 4% или 7% (!)? Львиная доля клеток находится в резерве, в готовности покрыть имеющийся дефицит.

Действительно, в мозгу человека имеется гораздо больше нервных клеток, чем это требуется для осуществления самых сложных функций, связанных с умственной деятельностью. Более того, многочисленные исследования не установили четких корреляций между массой головного мозга или числом нервных клеток, с одной стороны, и показателями умственного развития, умственной деятельности или степенью адаптации и поведения - с другой. Не удалось установить этого ни для одного биологического вида. Для мозга человека обнаружены весьма значительные вариации в массе при высоких его качествах. Так, масса мозга великого нашего писателя И. С. Тургенева была более 2000 г, в то время как у выдающегося французского писателя Анатоля Франса - в 2 раза меньше. Клинические наблюдения показывают, что даже при довольно значительных разрушениях мозговой ткани поведение индивида может не иметь серьезных отклонений.

Однако говоря о факторах неполноценного питания, действующего диффузно, распространенно на весь мозг, так же как и любые инфекции, интоксикации, следует заметить, что и нарушение его структуры идет диффузно. При этом страдают все клетки мозга, пусть не в столь выраженной степени, нарушается даже их анатомическая и химическая структура. При оценке же степени загруженности нервной ткани следует иметь в виду, что, хотя загружено деятельностью несколько процентов нервных клеток, эти работающие нейроны (нервные клетки) здоровые, полноценные. Вместе с тем известна определенная связь между анатомической и химической структурой клетки и ее работоспособностью, хотя эта связь и отличается сложностью, и у животных, у которых вследствие неполноценного питания понижены масса и размеры головного мозга, могут быть весьма небольшие отклонения в поведении, а нередко их нельзя обнаружить.

 В условиях жизни в развитых странах не стоит вопрос влияния дефицита питания в связи с действием каких-либо социальных факторов. Однако дефицит питания не может быть сброшен со счетов при рассмотрении различного рода анорексий (резкого снижения аппетита), например у детей вследствие ряда перенесенных заболеваний или нарушений во внутриутробном периоде жизни. В последнем случае в качестве причин такой анорексии могут быть токсикоз беременности, многоплодная беременность и др. Устранение такой анорексии весьма сложно, требует больших усилий и врачей, и родителей, но ликвидация ее составляет одну из первостепенных задач. Непосредственно жизни ребенка она не грозит, однако в свете вышесказанного может неблагоприятно повлиять на его нервную систему.

Интересны в этом отношении исследования, проведенные ни изучению последствий длительных форм тяжелого недостатка питания в Мексике. Они показали, что еще до того, как недостаток питания скажется на росте и поведении детей, у них отчетливо проявлялась задержка формирования речи - одного из важнейших показателей развития интеллекта.

Таким образом, развивающийся мозг более чувствителен по сравнению с другими органами и тканями к дефициту питания.

Многие из указанных выше задач нервная система начинает выполнять задолго до рождения индивида, во внугриутробном периоде его существования. Хотя плод живет и развивается за счет питательных веществ, поступающих к нему через пуповину из крови матери, прямой связи его кровотока с материнским нет. Питательные вещества и кислород проникают в кровь плода через плаценту (детское место). Регуляция и управление деятельностью сердечно-сосудистой и других систем организма плода осуществляются его нервной системой. Поэтому-то у плода формируются в первую очередь такие жизненно важные нервные центры, которые должны управлять paботой внутренних систем организма. Вместе с тем довольно стабильные условия, в которых развивается плод, не предъявляют требований жесткого контроля и приспособления к условиям существования; об этом тоже позаботилась природа, отобрав для материнского организма защитные механизмы, обеспечивающие наиболее благоприятное развитие плода.

 Особенностью нервной системы в этот период развития является повышенная ее сопротивляемость к кратковременной нехватка кислорода. Это обусловлено тем, что роды часто сопровождаются нарушением кровообращения между плацентой и плодом, а также ухудшающимися нередко условиям кровообращения головного мозга плода с соответствующим снижением концентрации кислорода в нервной ткани - гипоксией. Если бы в такой момент мозг был более чувствителен к гипоксии, последствия ее было бы трудно исправить, Taк как в обычных условиях нарушения поступления кислорода в течение 5 - 6 мин приводят к тому, что в нейронах наступают необратимые изменения. Эта повышенная сопротивляемость нервной ткани к гипоксии сохраняется и некоторое время после рождения, когда вследствие незрелости нервной системы ребенка первых месяцев жизни она не может полностью адекватно регулировать все функции организма.

Как известно, после рождения все органы и системы проходят еще длительный период роста и созревания, и но сравнении) с другими органами мозг новорожденного более развит но объему и массе. После рождения рост мозга завершается много раньше, чем какого-либо другого органа: при этом новых нервных клеток появляется мало, либо они нe возникают вовсе.

В момент рождения мозг составляет уже 25% от своей окончательной массы, а к концу первого полугодия - почти 50%, в то время как масса тела новорожденного (около 3500 г) составляет приблизительно 5% от массы тела взрослого, а масса тела к 9-10 годам - 50% массы тела взрослого человека.

В процессе развития, как уже говорилось, новых нервных клеток не появляется. А что же происходит при так называемом созревании нервной системы? Оказывается нервные клетки разрастаются в ширину, уменьшается их число на каждый миллиметр, накапливаются некоторые специфические вещества в толе нейронов, изменяется структура нервных волокон. Соответственно этим процессам улучшаются приспособительные реакции организма, контролируемые нервной систсмой.

Как известно, "ничто не вечно под Луной". Еетественной реакцией организма является то, что после некоторого стабильного периода жизни, длительность которой так стараются продлить медики человечесту, начиная обычно с конца периода среднего возраста, продолжающегося с 45 до 60 лет, наблюдается появление признаков ухудшения многих показателей организма. Это относится и к нервной системе. Снижаются работоспособность, память, внимание, быстрота реакции и пр. Вместе с этим ухудшается и деятельность того отдела нервной системы, который контролирует работу внутренних органов.

Безусловно, строгого параллелизма между показателями нет. Кроме того, подчас у человека с невысоким интеллектом имеется хорошая регуляция деятельности внутренних oрганов, и наоборот, однако это уже обычно относится к области патологии внутренних органов или психической деятельности. Связь между такими показателями деятельности нервной системы есть, и она довольно тесна.

Учитывая наличие таких возрастных изменений, сопровождающихся гибелью некоторых нервных клеток вследствии перенесенных инфекционных заболеваний, различных интоксикаций, а также снижением качества самих нейронов, следует указать на то, что пожилые люди в обычных, неосложненных случаях достаточно хорошо компенсируют эти недостатки. В этом им помогают и жизненный опыт, и навыки целесообразной рациональной работы, и большое внимание к выполнению медицинских и гигиенических рекомендаций.

Предыдущая        Следующая

Перейти к первой статье  

загрузка...

1. Как сберечь нервы.
2. Нервы и сосуды.
3. Функции нервной системы.
4. Нервная система и гомеостатические системы организма человека.
5. Изменения нервной системы с возрастом.
6. Что такое здоровье.
7.Здоровье, режим дня и здоровый сон.
8. Нормальный отдых. Что нужно для здорового отдыха?
9. Лодыри долго не живут.
10. Жизнь есть движение.
11. Польза и вред чувств.
12. Как правильно питаться.
13. Закаляйтесь!
14. Человек - сам себе враг?

загрузка...