ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ.

 

 Это шестая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

  Вопрос в заголовке может показаться странным. Вроде бы чего уж проще ответить доказательством от противного: здоровый — это значит не больной, хорошо чувствующий себя человек. Болезнь же - состояние достаточно всем ясное, сопровождаемое массой симптомов. Это и слабость, и недомогание, возможно боли, подъем температуры и т. д., в зависимости от того, что у человека болит. При медицинском обследовании при этом выявляются какие-то отклонения от нормы со стороны легких, сердца, нервной системы или других органов и систем, обнаруживаются изменения в анализе крови, мочи или при рентгенологическом исследовании и т. п.

Однако более детальный подход к сказанному выявляет, что далеко не все в данном вопросе однозначно и точно определено. Действительно, как расценить, например, такое весьма нередкое явление: у человека имеется на коже небольшой гнойничок - фурункул. На месте фурункула может быть и боль и некоторое количество гнойного отделяемого, а человек чувствует себя в общем удовлетворительно. Или, скажем, при плановом обследовании перед школьным врачом стоит подросток, неплохо успевающий в учебе, веселый, жизнерадостный. Рост у него 164 см, а масса превышает 90 кг. Данное ему задание из физкультуры - отжаться от пола на вытянутых руках, элементарное для школьника его возраста, он не может выполнить, не хватает сил. И с другой стороны, на прием к невропатологу приходит студент, при обследовании у которого не обнаруживают никаких серьезных отклонений от нормативов так называемого "стандартного" здорового человека, а он тем не менее жалуется на головную боль, особенно усиливающуюся в конце учебного дня, снизившуюся память и на то, что он с трудом может сосредоточиться на вопросах, которые изучает. И, наконец, такой нередкий пример: на прием приходит подросток с матерью.Ребенок ни на что не жалуется, и только со слов его матери известно, что он встает ночью с постели, ходит, будучи в состоянии сна. На попытки вступить с ним в разговор в это время не отвечает, а на следующее утро не помнит, что с ним происходило. Днем это как будто обычный школьник, ничем особенно не выделяющийся среди других учащихся. Как видно из приведенных, кстати очень обычных в практике врача примеров, на каждом шагу встречаемые нами понятия болезнь и здоровье не так просто определить и тем более лаконично и понятно выразить.

 За тысячелетия изучения человеческих заболеваний и медицине накопилась масса сведений и описаний органов и систем больного человека. При этом некоторые симптомы и признаки довольно специфичны и однозначны. Например, кашель с температурой и появлением хрипов четко указывает на развитие легочного заболевания, рвота и боли в области желудка - чаще всего болезнь желудочно-кишечного тракта, что и подтверждается соответствующими дополнительными исследованиями.

Наиболее серьезное внимание в наши дни обращают на себя сосудистые заболевания, например, сопровождающиеся повышением или понижением артериального давления крови. При этом, чтобы судить о том, является ли измеренная величина у данного больного ненормальной, естественно требуется знать, а каково нормальное артериальное давление. Между тем это не всегда возможно определить с большой точностью. Принято считать, например, что у детей систолическое артериальное давление вычисляется по формуле Молчанова: 80 +удвоенный возраст в годах, а у взрослых верхний нормальный предел систолического и диастолического давления составляет 140/90 мм ртутного столба. Однако при этом оказывается, что, например, у здоровых спортсменов нередко артериальное давление бывает значительно ниже нормы, так что их можно было бы считать гипотониками, людьми со сниженным артериальным давлением, и начинать лечить, если бы... они не были такими здоровыми. А во время интенсивных тренировок, спортивных выступлений артериальное давление повышается или даже превосходит рассчитываемые величины. Такой же сложной оказывается и возрастная оценка нормальных величин артериального давления крови.

Важно помнить, что индивидуальные показатели часто не являются признаком отклонения в состоянии здоровья от принятого стандартного уровня. При этом следует иметь в виду, что происходящие эпохальные изменения показателей роста и развития (например, акселерация, т. е. ускорение роста и развития современных детей, увеличение сроков продолжительности жизни) приводят к необходимости вносить коррективы в имеющиеся данные, которые совсем недавно считались возрастной нормой. Уровень развития биологических и медицинских наук в ряде случаев приводит также к пересмотру некоторых нормативов, а вместе с тем вновь напоминает о довольно относительной их величине. Только комплексный учет ряда сочетающихся или связанных с определяемым показателем факторов может дать исчерпывающий вывод о его значении в состоянии здоровья.

 Так, при случайном осмотре было обнаружено, что масса какого-то человека превышает средние рекомендуемые величины. Общепризнано, что ожирение неблагоприятно отражается на ряде функций организма, ведет к преждевременному старению. Поэтому при выявлении такого грустного обстоятельства естественно возникает вопрос: что же, нужны экстренные меры - ограничение питания, прием медикаментов и пр.? И нередко оказывается, что учет другого фактора, в данном случае конституции, т. е. типа телосложения, вносит серьезные коррективы. То, что является в данном отношении для лиц астенической конституции излишним, патологическим, нормально для лиц дигестивного типа телосложения (с широкой грудной клеткой, с хорошо развитыми мышцами и жировой клетчаткой). Для определения нормы массы в этом конституциональном типе могут быть приняты другие величины.

Поэтому при определении понятия "здоровья", приведенном в Уставе Всемирной организации здравоохранения, дана довольно широкая формулировка: "Здоровье есть состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов".

По-видимому, здоровым следует считать человека, наилучшим образом, адекватно приспособленного к постоянно изменяющимся условиям среды обитания. Это определение предполагает, что при оценке функций каждого человека необходим индивидуальный подход, т. е. сопоставление нормативов этого человека не только со средними данными, определенными на большом числе людей, но и внесение м них поправки, если человек при этом не имеет признаков нарушения приспособляемости к среде своего обитания.

Отсюда понятно, что жалобы на усталость, утомляемость, обусловленные тем, что человек много работал, не отдыхал, не означают его болезни, а указывают на временную ситуацию, которая будет исправлена ближайшим отдыхом или уменьшением нагрузки. В то же время вышеупомянутый подросток, ни на что не жалующийся, жизнерадостный увалень, обладающий как будто завидным здоровьем, не будет считаться здоровым, на что должны обратить внимание родители, так как ему не посильны элементарные физические нагрузки.

Предыдущая        Следующая

Перейти к первой статье  

 

загрузка...

1. Как сберечь нервы.
2. Нервы и сосуды.
3. Функции нервной системы.
4. Нервная система и гомеостатические системы организма человека.
5. Изменения нервной системы с возрастом.
6. Что такое здоровье.
7.Здоровье, режим дня и здоровый сон.
8. Нормальный отдых. Что нужно для здорового отдыха?
9. Лодыри долго не живут.
10. Жизнь есть движение.
11. Польза и вред чувств.
12. Как правильно питаться.
13. Закаляйтесь!
14. Человек - сам себе враг?

загрузка...