ЛОДЫРИ ДОЛГО НЕ ЖИВУТ.

 

 Это девятая статья из серии, посвященной
влиянию нервной системы на здоровье и
долголетие человека.

Перейти к первой статье.

Давно уже было замечено, что люди, доживите до преклонного возраста, всю свою сознательную жизнь занимались каким-либо полезным делом. Случайно ли это? И, наоборот, почему лица, ведущие праздный образ жизни, не умеющие или не желающие найти для себя интересного или целесообразного занятия, отлынивающие от производственных дел, рано стареют, дряхлеют, почему у них постоянно имеются разные недуги? Вывод напрашивается вполне определенный и однозначный: важнейшим условием здоровья и долголетия является труд.

Еще на заре возникновения человечества, когда вид Homo sapiens - человек разумный выделился из животного мира, одним из важнейших условий этого процесса было стремление, активная целенаправленность человека к деятельности, преобразованию окружающих его условий жизни. Это было врожденное, обязательное качество человека. Из этого качества у ребенка в его последующей жизни вырабатывается творческая активность и интерес к труду. Как всякое качество и свойство человека, стремление к трудовой деятельности, будучи врожденным, в значительной мере испытывает в процессе своего окончательного формирования воздействие внешних, социальных условий. Эти воздействия слагаются из традиций в семье, общественных тенденций, морали, влияния той микросоциальной среды, где наиболее значительную часть времени проводит данный индивид.

Как известно, созидательная активность весьма распространена в животном мире. Она прослеживается, начиная с его низших представителей. Например, пчелы интенсивно занимаются постройкой медовых сот, бобер проявляет чудеса инженерии при создании речных запруд, жилищ. Однако вся эта деятельность является, как ее называют, инстинктивной. Животные не планируют этапов своих производственных операций, не составляют хотя бы элементарный проект и в процессе деятельности не вносят усовершенствований в зависимости от изменения ситуации. Эти инстинктивные действия животных подобны, например, инстинкту самосохранения.

В отличие от этого у человека уже с периода раннего детства действия носят сугубо творческий характер. Это имеет в своей основе серьезную материальную базу в виде необычайно развитого, по сравнению со всем остальным животным миром, головного мозга и особенно его лобных долей - чисто человеческого качества. Благодаря такому развитию головного мозга человек может прогнозировать, планировать свои действия, активно вмешиваться в окружающий мир, видоизменять его в соответствии со своими потребностями.

Созданная в процессе длительной эволюции человека и животных каждая ткань, любой орган требуют функциональной активности. Для этого ведь они и сформированы! Ничто лишнее, ненужное природа не создает. Таким же образом включаются в деятельность и сложные структуры мозга, анализирующие поступающую информацию и вырабатывающие решения, которые определяют с учетом ряда психологических моментов, а именно заинтересованности, мотивации и других, творческое поведение индивида.  

Указанные выше качества нервной системы уже при рождении могут иметь различный уровень развития. Так, у одного индивида требуется минимальное внешнее, в том числе социальное, возбуждение, толчок для запуска работы всей системы мозга, у другого - большее.

Вместе с тем известно, что влияние социальных факторов (обучение, воспитание, общественная мораль и др.) в значительной мере способствует развитию и совершенствованию качеств нервной системы и, с другой стороны, условия жизни, ограничивающие творческую активность, волей обстоятельств суживающие круг интересов человека, обедняют его внутренний мир.

Поэтому постоянные, систематически усложняющиеся со временем занятия с ребенком, воспитывающие у него вначале относительно простые трудовые или творческие навыки (обязательно с элементами заинтересованности и положительным эмоциональным моментом!), оказывают ценное воздействие на становление и развитие этого важного человеческого качества - стремления к творческой активности.

С чем же связано столь важное положительное влияние трудовой деятельности на состояние здоровья людей - речь идет, конечно, о посильной, а не изнуряющей монотонной работе? Исчерпывающего и обоснованного ответа на этот вопрос современная физиология еще не имеет. Пока что это достоверный факт, внушающий очевидное доверие косвенными доказательствами, проверенный временем.

Одно из объяснений данного вопроса состоит в следующем. В качестве конечных результатов любой деятельности человек получает какой-то продукт своего труда. Важным психологическим свойством, сопровождающим эти моменты и благоприятнейшим образом отражающимся на состоянии нервной системы, является наличие положительных эмоций. Насколько это контрастным выглядит на фоне праздного безынициативного препровождения времени!

Ничто не заменит лодырю моральный стимул, который человек получает, завершив свою работу и получив конечный ожидаемый продукт труда в любом виде: изготовленный чайник, деталь мотора к машине или сочиненную симфонию.

Следует иметь в виду и то, что трудовая бездеятельность нередко ведет к порочным увлечениям, антисоциальным проступкам. Не будучи занят творческой работой, человек может попасть в мир вредных, ненужных и вообще-то несоответствующих его разумной природе никчемных занятий.

Классический пример взаимосвязанности перечисленных выше факторов дан русской литературой в образе непревзойденного тунеядца и лодыря Илюши Обломова. Весь стиль жизни этого барина лишал его возможности любого проявления активной деятельности. Полусонное, ленивое, предававшееся вечно обжорству царство, окружавшее его, настраивало постоянно на один лад - ничегонеделанье. Этот стереотип с детства сформированного поведения настолько прочно усвоился в его сознании и представлениях, что в последующем его уже ничто не могло свернуть с этой колеи. Со страниц романа сходит ничем не интересующийся, рано дряхлеющий и быстро стареющий человек, большую часть жизни проводящий во сне или полудремотном состоянии на своем любимом диване после обильных яств. А рядом И. А. Гончаров приводит пример-антипод энергичного, преуспевающего Андрея Штольца, с детства воспитывавшегося в духе целенаправленной деятельности. Не углубляясь в специальный анализ социальной значимости этих персонажей для российской истории того времени, отметим, что общечеловеческая психологическая значимость привычек и устоев семьи, общества, особенно в раннем детстве, продемонстрирована очень рельефно.

В этой связи представляет интерес выяснение того вида деятельности, который максимально удовлетворяет психологическим особенностям личности и соответствует наклонностям человека.

Вопрос этот сложный и практически является одним из важнейших, хотя, по-видимому, нельзя исключить того, что интерес к какой-то определенной деятельности может пробудиться в процессе занятий ею. При этом могут быть достигнуты весьма высокие результаты. В настоящее время выяснить достаточно точно данный вопрос для маленького ребенка не представляется возможным. Поэтому целесообразно подробное ознакомление начинающего жизнь человека с занятиями разными видами деятельности. В процессе таких занятий будет совершенствоваться общее развитие человека и сформируется увлеченность той деятельностью, которой он психологически наиболее соответствует. Только в этой связи можно рекомендовать начало ранних занятий детей такими специфическими видами деятельности, как музыкальная подготовка и др.

Конечно, не имеет смысла сопоставлять один вид труда с другим, отдавать предпочтение одной профессии перед другой в отношении степени их "доброкачественности" для здоровья. Существуют тысячи профессий, встречающиеся одни чаще, другие реже. И очевиднее всего, наряду с материальными факторами на выбор определенного занятия влияют и психологические особенности личности. Действительно, "не хлебом единым жив человек". Одну и ту же заработную плату можно получить за разный труд. Непременным условием благотворного влияния труда являются, помимо указанного выше соответствия его психологическим характеристикам личности, общие для всех профессий моменты организации труда. Прежде всего это ритмичность трудовой деятельности. "Штурмовщина" вредно влияет не только на само производство - растет процент брака, перерасход сырья и энергии, рассогласовывается механизм взаимодействия разных звеньев производства, но и на здоровье работников, которые вынуждены трудиться с максимальным напряжением сил, без необходимых чередований работы и отдыха.

Конечно, в реальной жизни когда-то могут быть такие моменты. Они вовсе не смертельны, но должны быть максимально редким исключением и заканчиваться хорошим отдыхом с полным восстановлением сил, ибо аритмичностью работы наносится невозвратимый ущерб нервной системе.

Сказанное относится и к физической, и к умственной работе, но при последней встречается чаще. Между тем уже давно у человечества выработался ряд традиций и привычек в ритмичности умственной работы, хотя гигиенические научные рекомендации в этом отношении появились сравнительно недавно. Известный писатель Эмиль Золя, например, всю свою творческую жизнь придерживался правила писать не более восьми страниц в день, каков бы ни был у него настрой к работе, понимая, что в противном случае все равно разовьется значительное утомление, потребующее большой затраты сил и времени для восстановления трудоспособности.

Подчас возникают возражения о целесообразности ритма в творческой деятельности, поскольку считают, что для нее характерны периоды озарения и вдохновения. Однако особенностью умственной творческой деятельности является то, что она никогда (возможно, даже и во сне!) не прекращается на пути к мгновению творческого озарения. Этому мгновению предшествуют годы напряженной систематической работы над материалами, багажом предшествовавших исследователей для ознакомления с наследством науки, культуры, искусства. Успех же творческой деятельности немыслим без ритмичной работы, ритма труда и отдыха!

Труд обязательно предполагает другое понятие, неразрывно с ним связанное - отдых, так как любая деятельность человека сопровождается расходом энергии, физической и умственной. Если процесс труда будет проходить на пределе энергетических ресурсов организма или при их истощении - это не может не отразиться вредно на состоянии здоровья, не говоря уже о том, что такая работа неизбежно связана и с низкой продуктивностью.

Перерывы в работе необходимы также для устранения одного из главных факторов утомления - монотонности, однообразия труда. При всей интересности работы занятие однотипными делами, а у подавляющего числа людей она носит такой характер, нагружает только специфические нервные структуры и центры. Это ведет к их повышенному утомлению. Перерывы в работе поэтому целесообразно проводить со сменой занятий (так называемый активный отдых), на что указывал еще И. М. Сеченов. При умственной работе необходим отдых с физической нагрузкой. 

Особенно следует остановиться на производственной обстановке. Гигиеной труда изучаются различные профессиональные вредности, которые имеют место на ряде производств (высокочастотные электромагнитные поля, вибрации, повышенная температура) и вносятся меры по их устранению. Однако есть вредности, которые, будучи признаваемыми большинством людей, этим же большинством игнорируются. Например, нередко курят на рабочем месте. При этом курящий не обращает внимание на то, что отравляются находящиеся рядом сотрудники. Кое-где стало обыкновением, что курящий даже не спрашивает разрешения можно ли ему закурить. А ведь на работе человек проводит значительную часть своей жизни. Поэтому учет действия такого постоянного вредного фактора должен быть строгий и требуется настоятельное устранение его.

Весьма важной в производственных условиях представляется организация моциона - двигательной разнонаправленной нагрузки. В обязательном порядке следует соблюдать перерывы в работе, для того чтобы "встряхнуться", размяться, походить. Это и восстанавливает, и сохраняет силы, обеспечивает запас "выносливости" в работе.

Ранее говорилось, что труд - обязательное, непременное условие жизни человека. Стремление к труду, активной деятельности - неотъемлемое свойство человека. Человек трудится всю жизнь, что в конечном счете благотворно отражается на его здоровье. Однако с возрастом, естественно, снижается трудоспособность, быстрота реакций, мышечная сила и др. При этом затрудняется участие человека в коллективной деятельности, производстве, ухудшаются способности вступать в социальные контакты. Наступает пора ухода на пенсию. Этот момент выключения из общественной деятельности, уход из привычного трудового коллектива человек переносит обычно психологически тяжело. Пенсионер оставляет свою работу и ищет какие-то другие посильные занятия, поддерживающие психологически у него веру в свои возможности активного участия в жизни, ибо трудовая активность (еще раз следует об этом напомнить) лежит в природе человека, и с этим качеством он не может расстаться никогда. 

Предыдущая        Следующая

Перейти к первой статье  

загрузка...

1. Как сберечь нервы.
2. Нервы и сосуды.
3. Функции нервной системы.
4. Нервная система и гомеостатические системы организма человека.
5. Изменения нервной системы с возрастом.
6. Что такое здоровье.
7.Здоровье, режим дня и здоровый сон.
8. Нормальный отдых. Что нужно для здорового отдыха?
9. Лодыри долго не живут.
10. Жизнь есть движение.
11. Польза и вред чувств.
12. Как правильно питаться.
13. Закаляйтесь!
14. Человек - сам себе враг?

загрузка...