Все про сон - обучение во сне. Только ли влюбленные мечтают?

Серия статей про сон:

Как люди спят.
Идеальная постель.
Ночевка под открытым небом.
Бессонница. Напитки для сна.
Сон - спаситель нервной системы.
Толкование снов.
Толкование снов Фрейдом. Изобретено во сне.
Обучение во сне.
Храп, ночные кошмары. Как заснуть.
Бессонница. Сколько нужно спать?
Рецепты полночных закусок.
Рецепты бодрящих напитков.
Когда вставать?
Что такое счастье? Как определить силу любви?

 Тридцатъ слов за ночь.

Обучение во сне Профессор Близниченко, один из виднейших специалистов в области гипнопедии - обучения во сне, утверждал: человек не вправе мириться с тем, что треть своей жизни он тратит на сон. Количество информации в мире постоянно растет; одного прилежания и способностей уже недостаточно. Время, время, время - вот что нужно человеку. Мы не можем больше вести счет на минуты, а должны оперировать секундами.

Чтобы запомнить двадцать слов иностранного языка, продолжает Леонид Близниченко, человеку нужно около трех часов. Он призывает взять их у ночи, а драгоценные дневные часы освободить для творческой работы, оставить для наших увлечений, подарить любви. Начало этой истории относится к 1936 году.

В одной ленинградской клинике трем маленьким девочкам была во время сна несколько раз прочитана вслух захватывающая история. Когда они проснулись на следующее утро и начали рассказывать друг другу свои сны, разгорелся спор: один из снов каждая считала только своим. Спустя четыре года появилась диссертация под заголовком: "Восприятие речи во время естественного сна". За прошедшие с тех пор годы гипнопедия превратилась в науку, которую уже нельзя отрицать.

Профессор Близниченко обратил внимание на тот факт, что в последние четверть часа перед сном человек воспринимает все впечатления с особой силой и интенсивностью. Именно в эти минуты возникают новые идеи, человек принимает решения, которые он намерен выполнить на следующий день. (В детстве мы читали на сон грядущий учебник и совершенно сознательно клали его под подушку.) Ученые используют это явление, апеллируя ко всем видам памяти, ибо, когда человек спит, его память продолжает функционировать. Во сне мы сохраняем способность говорить и слышать. Речь может восприниматься и запоминаться незаторможенными нервными клетками коры большого головного мозга, так называемыми "бодрствующими точками". Количественный фактор и здесь - не главное. Для восприятия информации используются первые 60 и последние 30 минут сна.

 Если учеба во сне возможна, то почему бы не учить именно то, что дается памяти с наибольшими усилиями, а именно - лексику, словарный состав иностранного языка?

Эксперимент большого масштаба, проведенный в городе Дубне, в центре ядерных исследований, показал возможность этого. 3 тысячи энтузиастов изъявили желание выучить во сне за время 6-неделыюго курса около тысячи слов, выражений и фраз разговорного английского языка. Детальный анализ результатов показал, что участники контрольной группы, систематически работавшие над материалом, усвоили 90% предложенной им лексики. Важно иметь в виду, что учеба во сне сопровождается работой над материалом и в бодрствующем состоянии.

После того как участники эксперимента укладывались в постель, сопровождаемые легкой музыкой (так называемой успокоительной мелодией Близниченко), они прочитывали учебный материал, примерно 25-30 слов, прослушивали его по радио, громко повторяя слова за диктором, и через четверть часа их просили выключить свет и спать. На протяжении последующего часа диктор читал слова еще трижды, причем его голос становился все тише - сначала 21 фон, потом 12, затем 4 и, наконец, едва слышимый один фон. Утром диктор в течение получаса вновь читал слова все более громким голосом. Затем музыка будила учеников, после чего следовал контроль их вновь приобретенных знаний. Эсперимент в Дубне показал: можно успешно учиться во сне без ущерба для здоровья. Интересно отметить, что при этом женщины лучше реагируют на мужские голоса, а мужчины, разумеется, охотнее учатся во сне, повинуясь женскому голосу.

 Гипнопедия, которую можно также назвать гипноинформацией, переживает пока еще период становления. Но институт профессора Близниченко в Киеве уже разработал технологию гипнопедического обучения иностранным языкам. Один курс продолжается 20 дней и проходит примерно так, как описанный выше эксперимент. Если при традиционном изучении иностранных языков ежедневно запоминается от 20 до 25 слов, то спящие переваривают 40-45. Иностранными языками дело не ограничивается. Этим рентабельным способом можно забросить в память немалое количество и другой информации. Пытаться делать это на свой страх и риск с помощью собственного магнитофона не рекомендуется. Можно заработать тяжелую голову и нарушения вегетативной нервной системы. Кроме того, как уже говорилось выше, и этот вид учения требует определенных усилий. Четкая программа усвоения знаний во сне предполагает систематическую работу и побуждает к дисциплине. Благоприятен для общего самочувствия тот образ жизни, который рекомендуют многие врачи: ложиться и вставать всегда в одно и то же время. Уже в первые утренние часы мы испытываем удовлетворение от сознания того, что уже успели что-то сделать, чего-то добиться. Не зря возникло понятие гипнотерапии.

Даже те люди, которые не засыпают без таблеток, успешно проходили курс гипнопедии. Как только они узнавали, как по-испански "снотворное", необходимость в нем отпадала.

Сон без сна - мечта.

  Золото мечты!
Золотой прилив колосьев спелых!
Урожай, что завтра снимешь ты,
Назови своим ты нынче смело.

БЕРТОЛЬД БРЕХТ

 Это звучит вполне логично. Если сновидение "работает" только, когда мы спим, то почему бы нам не устраивать себе сновидений и в течение дня, тем более, что ночные сны не всегда нас радуют. Этот дневной сон в состоянии бодрствования подчас именуется мечтанием с тем легким оттенком иронии, в котором слышится извинение за то, что в сознательно формируемом сне будущее предстает упрощенным, а многие приятные вещи - не только достижимыми, но и достигнутыми. Невольно вспоминается чье-то высказывание о том, что самая большая радость - это радость предвкушения.

Мечты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Чтобы избежать здесь лишних слов, приведем подробную и полную цитату из написанной в 1901 году книги Ленина "Что делать?", в которой он рассматривал наболевшие вопросы, стоявшие тогда перед русской социал-демократией. В этой цитате речь идет о мечтах. "И если бы нам действительно удалось...",- так начинается абзац, в котором говорится о необходимости основать газету и о других мерах, необходимых для подготовки армии борцов, которые в один прекрасный день... Абзац кончался словами: "Вот о чем нам надо мечтать!" Следуют три звездочки - как будто бы для того, чтобы взять разбег.

 Далее Ленин пишет: "Надо мечтать!" Написал я эти слова и испугался. Мне представилось, что я сижу на "объединительном съезде", против меня сидят редакторы и сотрудники "Рабочего дела". И вот встает товарищ Мартынов и грозно обращается ко мне. "А позвольте вас спросить, имеет ли еще автономная редакция право мечтать без предварительного опроса комитетов партии?", А за ним встает товарищ Кричевский и (философски углубляя товарища Мартынова, который уже давно углубил товарища Плеханова) еще более грозно продолжает: "Я иду дальше. Я спрашиваю, имеет ли вообще право мечтать марксист, если он не забывает, что по Марксу человечество всегда ставит себе осуществимые задачи и что тактика есть процесс роста задач, растущих вместе с партией?"

Это место - не только подлинный литературный шедевр. Нам тоже знаком этот тип человека, скрывающего недостаток образования и отсутствие веры в себя за формулами - заклинаниями и слишком шумной проверкой принципов. Если дать таким людям волю, то это чревато бессонницей и язвой желудка. Для их подчиненных.

Не следует забывать: Ленин, который слышит здесь ссылки на авторитет великого Маркса, для своих оппонентов - пока еще Ленин 1901 года, а не тот триумфатор 1917 года, которого мы знаем. Ленин борется здесь против мещанской ограниченности, и доставляет большое удовольствие следить, как мастерски он использует при ответе иронию, как точно пользуется цитатами. Ленин пишет: "От одной мысли об этих грозных вопросах у меня мороз подирает по коже, и я думаю только - куда бы мне спрятаться. Попробую спрятаться за Писарева.

 "Разлад разладу рознь,- писал по поводу вопроса о разладе между мечтой и действительностью Писарев.- Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека... И подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни... Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьезно верит в свою мечту, внимательно вглядываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения со своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда все обстоит благополучно".

  Вот такого-то рода мечтаний, к несчастью, слишком мало в нашем движении. И виноваты в этом больше всего кичащиеся своей трезвенностью, своей "близостью" к "конкретному" представители легальной критики и нелегального "хвостизма". Отношение к мечтам, которое разделяет и защищает здесь Ленин, не теряет актуальности и в наши дни. Искусством мечтать можно овладеть. Это - неотъемлемая часть искусства жить.

Только ли влюбленные мечтают?

 Этот вопрос задал один журнал своим читателям. IИ уже в том, что в ходе дискуссии вообще возникла необходимость оправдания "деятельных сновидений", сказывается некоторая нерешительность, как будто бы тот или другой товарищ Мартынов все еще может счесть потребность в мечте несоциалистической. Но в большинстве читательских писем содержался совершенно недвусмысленный ответ на этот вопрос.

 "Влюбленные действительно часто мечтают,- писала 22-летняя студентка.- Некоторое время назад состоялась моя помолвка, и мы с моим женихом часто думаем о нашем будущем. Мы рисуем себе, как все будет выглядеть, когда мы начнем жить своим домом, как мы его устроим, куда будем ездить, и тому подобное.

Когда же я навещаю своих родителей, то вижу: и они еще мечтают! При этом моей матери уже почти 50, а отец еще старше. Недавно они мечтали о том, как они модернизируют квартиру и более рационально оборудуют кухню. И еще они немножко мечтают вместе со мной и другими своими детьми. Значит, человек мечтает, независимо от возраста!"

Помимо этого, люди мечтают не только о личном счастье, но и о всеобщем прогрессе. Многим пожилым людям не суждено увидеть осуществление своих желаний и грез, но каждый может внести свой вклад, пусть небольшой, в дело воплощения всех этих желаний и надежд в действительность. Как меняются мечты по мере достижения человеком зрелости, описывает одна учительница: "Когда мы были моложе, мы мечтали о том, чтобы соединиться, о своем доме, о теплом гнездышке. Потом наши мечты стали более прозаичными, речь уже шла о таких повседневных, вещах, как холодильник, телевизор и прочее. Сегодня - а нам тем временем стукнуло по сорок - мы все еще мечтаем, но характер наших мечтаний изменился. Чем старше мы становимся, тем чаще наши мысли о будущем обращаются к работе и нашим общественным задачам. Мы боимся, что все еще недостаточно знаем и умеем. Мечты этого рода связаны для нас с планированием будущего и в то же время - с предвкушением завтрашнего дня".

Другая учительница констатирует: "Мечтать можно даже и в 80 лет. По-настоящему старым человек становится только тогда, когда он больше не мечтает о будущем, а значит, стариком можно быть и в 30. Но одних мечтаний, разумеется, недостаточно, нужны еще и деяния". Как видим, дело не только в мечте о более высоком уровне жизни, но и в том, что этот более высокий уровень предполагает именно такие взгляды и, такие мечты.

Предыдущая      Следующая

загрузка...

 

загрузка...
загрузка...